Содержание:
Канализационные люки относятся к инженерным сооружениям и устанавливаются над колодцами подземных систем городской и ливневой канализации, водопроводных, тепловых и кабельных линий, магистральных газопроводов.
Люки защищают колодцы и водостоки от попадания мусора, посторонних предметов, падениялюдей и животных. Служат для обеспечения свободного доступа при обслуживании и ремонте инженерных систем.Обеспечивают безопасность на автотрассах, городских улицах, зеленых зонах и загородных участках.Предназначены для доступа к накопительным емкостям при откачке канализационных стоков.
Рис.1. Канализационный люк.
Канализационные люки имеют рифленую поверхность, препятствующую скольжению,обеспечивающую хорошее сцепление с подошвами обуви и автомобильными шинами. Вес конструкций, монтируемых на проезжей части, должен быть не менее 60 килограммов, для предотвращения самопроизвольного открывания при наезде на них транспортных средств.
По назначению канализационные люки подразделяются на следующие группы:
Все люки предназначены для защиты колодцев различного назначения. Обеспечивают безопасное нахождение людей, животных и автотранспорта в местах прохождения инженерных коммуникаций.
Самая популярная форма люков — круглая. Такая конструкция компактно выглядит, удобна в использовании. Не имеет острых углов. При необходимости, тяжелую крышку круглой формы можно перекатывать для облегчения транспортировки.
Квадратные или прямоугольные люки менее распространены. Устанавливаются, обычно, на колодцы ливневой канализации. Выпускаются размерами одной стороны от 300 до 800 мм.
Производство квадратных люков экономически невыгодно, так как на них тратится больше сырья, чем на круглые аналогичных размеров.
Прямоугольная крышка не удобна при транспортировке, монтаже или обслуживании. Может провалиться в колодец, если случайно сдвинуть ее по диагонали.
2. По исполнению люки бывают:
Люки инженерных коммуникаций по целевому использованию делятся на две основные группы:
Тяжелые чугунные люки во многом превышают легкие аналоги по стоимости.
Для производства канализационных люков используются самые разные составы.
До недавнего времени самым распространенным материалами для изготовления люков был чугун СЧ 20, представляющий собой сплав железа с углеродом и графитом.
Рис.2. Чугунный люк.
Чугунные конструкции отличаются прочностью, практичностью и длительным сроком службы. Не боятся экстремально низких или высоких температур. Не восприимчивы к воздействию агрессивных антигололедных реагентов, горюче-смазочных материалов, солей и кислот.
Люки из чугуна можно монтировать на проезжей части городских дорог и автомагистралей, в разгрузочных терминалах и аэропортах, на стоянках большегрузной техники и в местах прохождения весового контроля.
Именно вес чугунного люка является препятствием для проникновения в колодцы детей и взрослых.
В зависимости от области применения, чугунные канализационные люки бывают: легкие, средние, тяжелые и супертяжелые.
К недостаткам чугунных люков относится высокая цена, что компенсируется практичностью,долговечностью и износостойкостью.
Изготавливаются из термопластичных полимеров методом литья под давлением. Для повышения прочностных характеристик изделия армируются стеклопластиковой арматурой или другими совместимыми материалами.
Рис.3. Легкие пластиковые люки.
Пластиковые модели могут устанавливаться на газонах и тротуарах, где отсутствует движение транспорта. Они экологичны и долговечны. Выпускаются в разных цветовых вариантах. Для использования в парках и городских зонах выпускаются изделия с различными рисунками. Могут имитировать натуральный камень или различные декоративные изделия.
Пластиковые люки — идеальный вариант для установки в частном доме или на дачном участке.
Изготавливаются на основе полиэфирной смолы, различных наполнителей и красителей. Для повышения прочности армируются стекловолокном. Недорогие прочные конструкции подходят для установки в городских дворах, парках и пешеходных зонах. Выдерживают нагрузки до 40 тонн. Стоят композитные изделия дороже пластиковых, но значительно дешевле чугунных. Они удобны в эксплуатации. Крышки не примерзают к горловине зимой.
К тому же, как и все полимерные изделия, не пользуются спросом у вандалов.
Рис.4. Полимерно-композитный канализационный люк.
Долговечные и практичные люки изготавливают из смеси полимеров с добавлением песка и оксида железа.
Нередко в качестве полимерного сырья используют пластиковые бутылки и другие синтетические отходы, что значительно снижает себестоимость изделий.
В настоящее время полимер-песчаные люки пользуются наибольшим спросом, благодаря высоким техническим и эксплуатационным свойствам:
В случае повреждения, полимерные люки можно сдать на вторичную переработку.
Наименее распространены. Они тяжелые, неудобны в эксплуатации, не герметичны. Представляют собой армированное изделие с петлями для удобства монтажа. Используются в случаях, когда колодец имеет нестандартные размеры и не нуждается в регулярном обслуживании.
Иногда бетонные крышки устанавливаются поверх чугунных, для предотвращения хищения чугуна.
Рис.5. Бетонная канализационная крышка.
Изготавливаются из смеси каучука с различными наполнителями, стабилизаторами и пластификаторами. Изделия не растрескиваются под действием высоких нагрузок и экстремальных температур. Подходят для установки непосредственно в горячий асфальт.Предназначены для колодцев различного назначения, расположенных в зеленых и пешеходных зонах, на спортивных площадках, велодорожках, дворовых территориях со слабым движением.
Полимерные и резиновые люки не воруют, в отличие от чугунных или стальных, которые можно сдать на металлолом.
Таблица 1. Сравнительные характеристики люков.
Материал люков |
Технические и эксплуатационные характеристики |
||||
Расчетные нагрузки (тн) |
Выдерживает температуры °С |
Вес крышки (кг) |
Срок службы (лет) |
Места установки |
|
Чугун |
40-61 |
-50 — +90 |
60-155 |
50-100 |
Автомагистрали, аэродромы, трансп. терминалы. |
Полимер |
1,5-12,5 |
-40 — +50 |
12-15 |
15-20 |
Городские дороги, площади, зеленые и пешеходные зоны |
Песчаный полимер |
1,5-12,5 |
-60 до +60 |
40-50 |
30-50 |
Автодороги, дворы, тротуары, стоянки легковых автомобилей. |
Композит |
1,5-40 |
-60 до +60 |
40-45 |
40-50 |
Дворовые территории, зеленые зоны, тротуары. |
Резина |
12,5 |
-40 — +50 |
25-40 |
15-20 |
Городские дороги, проезды и тротуары. |
Пластик |
1,5-15 |
-40 — +40 |
10-30 |
20 |
Зеленые зоны, пешеходные дорожки, загородные участки. |
Иногда, в качестве временных конструкцийприменяют люки из облегченного стального листа. Их изготавливают по индивидуальным заказам. Стальные люки неудобны в использовании, не обеспечивают герметичную защиту и быстро ржавеют.
Могут применяться в качестве внутренней крышки с замками в колодцах телефонной канализации, с целью предотвращения хищения кабеля.
Технические характеристики и требования к канализационным люкам регламентируется ГОСТ 3634-99. Этот стандарт распространяется на крышки колодцев и камер подземных сетей ливневой и городской канализации, водопровода, теплоснабжения, связи и газопроводов.
Свойства люков колодцев телефонной канализации регламентируется ГОСТ 8591-76.
Люки, изготавливаемые из современных полимерных материалов, не соответствующие требованиям ГОСТ, изготавливаются по техническому заданиюзаказчика или по техническим условиям, разработанным предприятием-изготовителем.
Согласно межгосударственным стандартам, люки маркируются буквеннойи цифровой аббревиатурой, подразделяются на следующие типы:
Чтобы упростить процедуру выбора канализационных люков, производители используют специальную маркировку, в соответствии с назначением инженерных коммуникаций:
Согласно Государственным стандартам, канализационные люки должны оснащаться специальными надписями и товарными знаками или логотипами предприятия-изготовителя.
Рис.6. Люк ливневой канализации.
Люки канализационные имеют обычно стандартные размеры, соответствующие габаритам колодцев.
Диаметрылюков должен позволять беспрепятственно проходить в колодец обслуживающему персоналу для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию сетей.
Для канализационных колодцев обычно используются тяжелые, средние или легкие люки.
Распространенные габариты корпусов люков с крышками:
Квадратные люки обычно бывают размерами 640 × 640 мм, при этом размер крышки равен 600 × 600 мм.
Рис.7. Люк теплотрассы.
При выборе люков нужно учитывать климатические условия местности, назначение проходящих в колодце инженерных систем, место расположения люков, возможные максимальные нагрузки.
На территории частных домовладений и дачных участков не стоит использовать дорогие и громоздкие чугунные люки. Полимерные или композитные люки выдержат разовые нагрузки от грузовых или легковых автомобилей.
Крышки люков канализационных колодцев не должны хлопать и издавать резких звуков при наезде на них. Лицевые поверхности должны иметь рельефную шероховатую фактуру, иметь хорошее сцепление с автомобильными шинами и подошвами обуви.
Канализационные люки от немецкой компании ACO идеально подходят для Российских условий.
Они отличаются надежностью, практичностью и солидным внешним видом.
КрышкиACO изготавливают из антикоррозийных чугунных сплавов с высокой износостойкостью и устойчивостью к агрессивным реагентам, нефтепродуктам, сточным водам. Уникальный материал позволяет создавать изделия, имеющие высокий предел прочности на разрыв.Каркасы горловин могут быть из пластикового бетона или чугуна.
Рис.8. Канализационный люк ACO.
Преимущества изделий АСО — в наличии антивандальных креплений, которыми крышки присоединяются к горловинам конструкций.
Замки защищают от проникновения посторонних лиц и препятствуют краже крышек.
Бренд АСО представляет круглые и квадратные канализационные люки различного назначения, с крышками глухими, или с наличием ливнеприемных отверстий.
Компанией ACO разработана современная технология монтажа канализационных люков в асфальт по системе Bituplan. Преимущество такого метода в установке люков без использования строительного раствора. Нагрузка при таком способе распределяется равномерно на все элементы системы. Люки устанавливаются точно на одном уровне с асфальтовым покрытием, что предотвращает толчки при наезде на конструкцию.
Благодаря наличию уплотнительных вставок из эластичных материалов обеспечивается бесшумный проезд транспорта по люкам.